Платье с рукавом «летучая мышь»
Рукав «летучая мышь» – цельнокроеный длинный рукав с глубокой проймой, сужающийся к манжете. При поднятой руке такой рукав образует подобие перепончатого крыла летучей мыши, за что и получил свое название. В длину достигает запястья или закрывает три четверти руки. Его разновидностью является рукав-доломан («венгерский»), идентичный по крою, но с более узкой проймой, облегающий руку с локтя и до запястья. В платье «летучая мышь» рукава составляют одно целое с передом и спинкой изделия.
Историки считают родиной этого кроя Среднюю Азию и в частности средневековую Турцию. Европейцы заимствовали конусовидный рукав в 16 веке и поначалу сделали его частью кроя мужского военного костюма. Женские платья со свободными зауженными рукавами появились в 1910-е годы на волне интереса к восточной экзотике, но в модном авангарде захваченного спорами о необходимости корсетов и дамских брюках европейского общества места им не нашлось.
Первый взлет моды на рукав «летучая мышь» в женском гардеробе пришелся на начало 1940-х. Угнетенные Великой Депрессией 30-х США и Европа нуждались в гламурной женственности, и она обрела зримое воплощение в облике кинодив в платьях «летучая мышь», одновременно нежных и драматично выразительных. До середины сороковых популярность фасона была ограничена из-за необходимой экономии материальных ресурсов, а со второй половины десятилетия свободный сужающийся к манжете рукав превратился в классическую составляющую ультраженственного облика идеальной домохозяйки.
Второе рождение крой «летучая мышь» пережил в 1980-е годы: пройма платья расширилась, подол укоротился до длины ультрамини, а сама героиня времени из послушной жены и матери превратилась в раскованную, самостоятельную и властную женщину.
Современные модельеры охотно используют свободный рукав платьях всех стилей: от спортивных до неовикторианских.
Модели платьев и образы
Красиво сложенные складки высоко ценились в женском одеянии еще в античности. Сейчас драпирующаяся ткань платья «летучая мышь» позволяет исправить недостатки фигуры и украшает обладательницу. Особенно выигрышно такой фасон смотрится на обладательницах фигуры типа «перевернутый треугольник» или «прямоугольник», и, конечно, «песочные часы». Единственный существенный недостаток платья состоит в том, что оно зрительно скрадывает рост, поэтому миниатюрным девушкам потребуется обувь на высоком устойчивом каблуке или платформе.
Благодаря оригинальному рукаву фасон «летучая мышь» подчеркивает очертания плеч и выделяет грудь. Этот крой позволяет полным скрыть мышцы предплечья и подчеркнуть нежные запястья. Оптимальным выбором в таком случае станет модель длиной до середины колена или в пол, перехваченная поясом или цепочкой. Ткань необходимо выбрать плотную и матовую из натуральных волокон.
Свободно спадающие глубокие складки способны решить проблему выступающего живота и замаскировать широкие бедра. Следует помнить, что плотно облегающие верх бедра платья удачно смотрятся лишь на стройных женщинах и допустимы только в неформальной или праздничной ситуации.
Наряд для свидания или вечернего выхода может на рукавах иметь изящные прорези, добавляющие образу игривости и чувственности.
Сдержанность и обилие ткани вечерних платьев с рукавом хорошо уравновешивает вертикальный разрез на подоле. Шьют такие изделия из тканей с отливом – атласа, шелка, парчи – одного из оттенков драгоценных камней (изумрудный, рубиновый, сапфировый).
Горловина платья, как правило, изготавливается в форме выреза-лодочки, более закрытые модели могут иметь воротничок-стойку. Высокие и худые девушки могут присмотреться к объемному воротнику типа «хомут». Верх платья с рукавами для коктейльных вечеринок и торжественных мероприятий может открывать ключицы и часть груди. Как правило, декольте имеет округлый контур благодаря складкам ткани, реже – форму буквы V или иную строгую геометрическую. Во втором случае его часто декорируют тесьмой, вышивкой или пайетками.
В силу специфики кроя чаще вырез в платье с рукавом «летучая мышь» располагают на спине. Он может слегка приоткрывать лопатки или доходить до крестца в зависимости от смелости обладательницы и ситуации.
Эксперименты с линией ворота свойственны и конструкциям платьев в спортивном стиле. Здесь, напротив, модели тяготеют к максимальной закрытости и функциональности, что лучше всего демонстрирует пример изделий с капюшоном. Их изготавливают из плотного хлопчатобумажного трикотажа, часто с добавлением нитей стрейч, и дополняют заклепками, молниями, шнурками и нашивками. Рукав в подобных моделях может оставаться широким до самого запястья, как в коллекциях японского дизайнера Еши Ямамото. Такие платья больше напоминают толстовку или футболку, носят их как вещи оверсайз.
Длина платья может быть любой. Наиболее популярный фасон, разработанный в 80-е годы, предполагает радикальное мини. Это модель платья-свитера шьется из трикотажных тканей одного или нескольких оттенков. Платье-стрейч с рукавом «летучая мышь» из материала неоново-желтого или электрического оттенка – вариант смелого и удобного наряда для клубной вечеринки.
Свободные укороченные платья, пошитые из струящихся тонких тканей с растительными, животными, этническими принтами удачно выглядят в сочетании с классическими джинсами или льняными брюками свободного кроя. Дополненный сапожками в «ковбойском» стиле, серьгами с перьями, широкополой шляпой, подобный комплект будет уместен на прогулке в парке или летнем концерте.
Выбор аксессуаров
Большую роль в составлении комплекта с платьем «летучая мышь» играет пояс. Он помогает акцентировать внимание на талии и визуально сужает ее, позволяет поддерживать правильные пропорции силуэта в целом и помогает «собрать» многоцветные образы. Линия талии в этих моделях располагается на обычном уровне или занижена – в этом случае особенно уместен пояс из той же ткани, что и само изделие, завязанный бантом у бедра.
Платья как из однотонной, так и принтованной ткани порой дополняют несколькими рядами легких длинных бус (причем бусины должны быть небольшими), перекликающихся с направлением драпировок рукава. Подобное сочетание характерно для этнических луков и «артистических», слегка небрежных образов.
Незабвенной классикой со времен 80-х годов остаются броские длинные серьги и объемные браслеты в дополнение к платью с рукавами. Это тот случай, когда бижутерия в комплекте выглядит более уместной и гармоничной, чем украшения из натуральных материалов. Перья, шипы, агрессивные расцветки, цветной металл – дизайнеры охотно встраивают элементы китча и панка в такие наряды. Основное правило составления таких комплектов состоит в смешении стилей и эпох. Грамотное использование одного или нескольких винтажных аксессуаров вкупе с начесом или цветными стрелками засвидетельствует хорошее чувство юмора и эрудицию девушки, в то время как досконально воссозданный облик мамы или бабушки образца восьмидесятых будет выглядеть ретроградно.