Азербайджанские ковры: история, воплощенная в ковроткачестве
Гарабахское, Бардинское, азербайджанское ткачество — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Азербайджана. Археологические данные, собранные на территории Азербайджана, а также литературные произведения свидетельствуют о том, что искусство ковроткачества Азербайджана зародилось в глубокой древности.
Ковры и ковровые изделия, произведенные в Азербайджане, неоднократно восхвалялись во многих исторических книгах, классической литературе и фольклоре.
История азербайджанского ковра
Азербайджанский ковер описать невозможно. Вы должны увидеть его своими глазами: он вобрал в себя всю окраску Азербайджанской природы — голубизну неба и зелень лесов, глубокие тени на склонах гор и белизну заснеженных вершин. Волшебно переливающиеся цвета ковров вобрали в себя рубиновую яркость зерен граната и золотистый цвет айвы, медные шафрановые и сиреневые оттенки винограда. Неиссякаемая фактура узоров, полет творческой фантазии и большая ловкость — вот краткая характеристика азербайджанского ковра.
Согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке. Об этом упоминает Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие античные историки. При династии Сасанидов (3-7 вв.) ковровое искусство в Азербайджане прошло еще один этап развития — появились великолепные ковры из шелковых, золотых и серебряных нитей. Производство ковров, сплетенных золотыми и серебряными нитями и украшенных драгоценными камнями, приобрело традиционный характер в 16-17 веках. Азербайджанские шелковые ковры отмечались в эпосе !Китаби деде Коркуд!. В XIII-XIV веках Азербайджан экспортировал в зарубежные страны большое количество ковров и ковровой продукции.
Виды азербайджанских ковров ручной работы
Азербайджанские ковры можно классифицировать по своим техническим характеристикам как ворсовые и безворсовые. Безворсовые ковры относятся к раннему периоду развития ткацкого искусства. Безворсные ковры классифицируются по стилю ткания, композиционной структуре, богатству орнамента и цветовому колориту.
В Азербайджане существует 7 крупных школ ковроткачества, отличающихся узорами, композицией, цветовой палитрой и техникой: Губинская школа, Бакинская или Абшеронская школа, Ширванская школа, Гянджинская школа, Газахская школа, Карабахская школа, Тебризская школа. Рассмотрим каждую школу отдельно:
- Украшения губинских ковров составляют стилизованные растительные, иногда зооморфные мотивы, состоящие из геометрических узоров.
- Бакинские ковры отличаются большей мягкостью, интенсивностью цвета, оригинальностью художественных элементов и тонкостью узоров. Среди орнаментов преобладают овалы (так называемые «гелы») геометрической формы, растительные элементы с изгибами. Цветовая палитра промежуточных пространств бакинских ковров состоит в основном из темно-синего и реже красного и желтого.
- Богатые, сложные узоры композиции Ширванских ковров известны еще со Средних веков. Еще в 14-15 веках эти ковры были воспеты европейскими художниками.
- Гянджа известна как центр шелковых и шерстяных тканей, шелковых ковров. В Гяндже на протяжении многих веков работали специальные ковроткаческие мастерские, которые считались центром качественного ковроткачества.
- Используя всего несколько цветов, представители дипломных школ создают гармоничную палитру. Узоры гянджинских и газахских ковров привлекли внимание европейских художников Средневековья.
- Очень популярны в Карабахе ковры, адаптированные к домашним интерьерам. Карабахские ковры имеют богатейшую цветовую палитру, которая отражает самые тонкие цветовые оттенки карабахской природы. По давним традициям фон в промежуточных пространствах азербайджанских ковров заполнен красным цветом. Краска, используемая для ковров, добывается не только из растений, но и из насекомых, самым популярным из которых является кошениль.
- Тебризская школа — самая древняя и известная в Азербайджане. Уже в 11-12 веках она процветала. В 13-14 веках она приобрела черты тебризской миниатюры, а в 16-17 веках достигла высочайшего уровня развития. Ворсистые и безворсные ковры этой школы отличает украшения, гармония цвета, разнообразные орнаменты.
Азербайджанские ковры: 9 вещей, которые нужно знать перед покупкой
Азербайджанские ковры известны во всем мире своим качеством и высокой художественной ценностью. Этот ковер может стать прекрасной инвестицией для вашего дома: он прослужит несколько столетий и не только потеряет свои цвета и привлекательность, но и станет еще более ценным и экспансивным. Однако чтобы купить действительно качественную вещь, вам нужно знать несколько вещей о ковроткачестве в Азербайджане.
Факт №1
Азербайджанские ковры могут быть плоскими и ворсовыми. Самый популярный тип плоских ковров, производимых в настоящее время в Азербайджане, называется «сумак» и «килим» и производится из овечьей шерсти. Ковры имеют абсолютно разные производственные процессы и узоры. Ковры, сделанные на севере страны, более обширны, чем те, которые производятся на юге, потому что они имеют более высокую плотность.
Факт №2
Ковры со сложным рисунком и тонкими орнаментами имеют высокую плотность, поэтому сделать их сложнее. Если ковер имеет очень большие элементы, центральное поле имеет мало деталей, и граница также очень проста, то этот ковер был произведен очень быстро, он имеет низкую художественную ценность и, скорее всего, низкую плотность. Цена за этот ковер не должна быть высокой.
Факт №3
Существует семь регионов в Азербайджане, которые производят ковры: Баку, Ширван, Куба, Табриз, Карабах, Гянджа, Газах. Каждый регион имеет свою технологию, типичные узоры и цвета.
Факт №4
Основные цвета азербайджанских ковров — красный, синий, зеленый, желтый и кремовый. Ковры, которые имеют бирюзовый фон, например, скорее всего, производятся в Иране, так как там это очень популярный цвет. Каждый регион имеет свои популярные цветовые палитры и, зная их, вы можете легко определить, откуда ковер.
Факт №5
Азербайджанские ковры в основном изготавливаются из шерсти (ягненка или овцы). В Азербайджане существует только один регион производства шелка — Шеки. Количество произведенного шелка очень мало, поэтому цены на настоящий шелковый ковер, изготовленный в Азербайджане, чрезвычайно высоки. Большинство магазинов в Баку продают шелковые ковры персидского стиля, произведенные в Китае (иногда также скрывая эту информацию от покупателей).
Факт №6
Обычно овец стригут два раза в год: осенью и весной. Шерсть, стриженная весной, мягче и ярче. Такие же характеристики применяются к шерсти ягненка и овцы. Еще одна особенность шерсти ягненка заключается в том, что она поглощает только натуральные красители, в отличие от овечьей шерсти, которая может поглощать даже искусственные красители. Очень интересно, какие ингредиенты используются для изготовления красителей. Например, для получения желтого оттенка используется лук, для коричневого — фундук. Именно поэтому ковры из овечьей шерсти в основном будут иметь ту же цветовую палитру, что и красный, синий, желтый и коричневый.
Факт №7
Каждый узор ковра что-то рассказывает. Обычно он представляет собой простую и домашнюю жизнь женщин, которые делают его, и пейзаж, который они видят каждый день из своего окна: стая овец, пасущихся лошадей, цветов и птиц. Иногда это символы, которые пришли в наши дни с древних времен. Каждая деревня имеет свои собственные узоры и, зная их, вы можете понять, где ковер был сделан.
Факт №8
Некоторые ковры, продаваемые в Азербайджане, имеют следующий эффект: если перевернуть их вверх дном, они резко изменят свой цвет. Причина в том, что некоторые производители ковров моют ковры с помощью смягчителей, а затем гладят их для достижения гладкости ворса.
Факт №9
Плотность — это одна из самых важных вещей, на которую стоит обращать внимание при покупке ковра. Чем больше плотность, тем прочнее ковер, и тем выше цена. Считается, что низкая плотность составляет от 25х25 узлов на квадратный дециметр. Высокая плотность — 45х45 узлов и выше. 60 x 60 узлов — очень высокая плотность, используемая для производства ковров для Дворца Султана. В наше время очень редко можно встретить ковры такого качества.
Однако если ковер сделан правильно и имеет хорошую плотность, то особого ухода за ним не требуется: достаточно время от времени пылесосить его и ваш ковер будет выглядеть как новый!