Азиатское искусство: мировые текстильные сокровища
Монументальная вышитая богами тханка с императорским знаком является одним из величайших текстильных сокровищ в мире. По масштабу и качеству исполнения это одна из главных достопримечательностей раннего текстильного искусства династии мин. Его контекст в роскошном текстильном производстве с того периода одинаково замечателен. Редко в истории мы становимся свидетелями накопления технического мастерства, эстетических достижений и щедрых инвестиций в человеческие и финансовые ресурсы, которые приводят к созданию произведений искусства такого уровня.
Длинная история впечатляюще больших и богатых тканей дошла до нас, но только в описании. Инструкции, упомянутые в книгах, описывают богатство синих, фиолетовых и красных тканей, используемых для занавесок, чтобы разделить различные разделы скинии, для крышек, чтобы защитить священные предметы при перемещении лагеря, и для одежды, чтобы одеть священников.
В иудео-христианской практике продолжалась традиция использования роскошных узорных тканей для обозначения помещений в местах культа. Мозаика императрицы Феодоры и ее двора в Базилике Святого Виталия в Равенне, построенная Юстинианом I в 547 году, изображает одну такую занавеску, которую отодвигает сопровождающий для входа в церковь.
Тысячу лет назад, пеплос, ежегодно представляемый в Афинах, начиная с 556 до н. э., был экспонатом позднего летнего фестиваля Панатинеи. Молодым женщинам города-государства было поручено соткать это большое «шафраново-желтое» полотно с синим и фиолетовым рисунком, изображающее битву богов и титанов. В него было предложено одеть статую культа богини Афины в благодарность за ее благодетельность в прошлом и с мольбой на успех в будущем.
Историки мусульманского завоевания Сасанидской империи в 636 до н. э. описывали впечатляющий ковер во дворце в Ктесифоне под названием «Весна короля Хосроя», на котором изображены садовые клумбы, обрамленные водотоками с деревьями и цветами, подобранными золотыми и серебряными нитями, дорожками, усыпанными жемчугом, кустарниками, украшенными драгоценными камнями. Ковер был разрезан на мелкие кусочки и распространен в качестве военных трофеев.
В буддизме текстиль играет довольно парадоксальную роль. Один из основополагающих принципов буддийской веры, отречение и уход от мира привязанности, выражался в монашеских одеждах из неотбеленного хлопка, которые соединялись между собой из старых тканей. Мантия называлась касайя, термин, который первоначально означал «нечистые цвета. Остатки должны были быть соединены и залатаны в одежду. Тем не менее, во время распространения буддизма из Индии по всей Центральной Азии во втором и третьем веках до нашей эры, а также в Китае в первом веке нашей эры, ритуалы превратились из монашеских обрядов в общественные церемонии. Особый колоритный текстиль украшали богослужебные залы святынь и храмов, а на праздничные обряды часто облачались в роскошные облачения.
Специально созданные вышивки и гобелены с изображениями буддийского пантеона сохранились с буддийских пещерных мест Центральной Азии. При династии Юань производство экстраординарных тканых тканей, в том числе с живописными буддийскими образами, получило императорское внимание и поддержку. Переселение опытных ткачей и их оборудования из Западной и Центральной Азии оживило китайскую роскошную текстильную промышленность в конце 13-го и начале 14-го веков.
Рактаямари тангка и его спутники являются свидетельством уровней благочестия, щедрости и экстравагантности, сосредоточенных в лице китайского императора, которые остаются непревзойденными в мировой истории.
Также в это же время были созданы самые знаменитые вышивки на Западе. Это были роскошные светские и церковные вышивки, сделанные в Англии, для них часто использовали золотые и серебряные нити на богатом шелковом бархате.
Настенные работы 1400-ых годов, как правило, были сотканы из гобелена, в основном из шерсти, например, набор из девяти гобеленов героев, произведенных в южных Нидерландах, сохранившийся в Музее монастырей в Нью-Йорке. Вероятно, они были сделаны для Жана де Берри, одного из великих покровителей искусства своего времени. Его расходы на коллекцию были настолько щедры, что оставили его в долгу, когда он умер в 1416 году. Французский монарх, Людовик XIV, правящий столетие спустя, сделал многое, чтобы преобразовать французскую культуру и искусство.
Raktayamari thangka или рактаямари тханка содержит миллионы и миллионы тщательно проработанных стежков, совмещенных в целом блоке цветов. Издалека он читается как картина, как и было задумано, но эта картина сделана стежками, а не мазками кисти. Традиция представления великолепного китайского текстиля для выбора тибетских монастырей и религиозных и светских лидеров продолжалась до конца 16-го века и была восстановлена в конце 17-го века при династии Цин.