Афганский ковер ручной работы от древнего народа
Зарождающаяся после десятилетий конфликта ковроткаческая промышленность Афганистана стремится восстановить себя и свои вековые традиции на международном рынке.
В Северном городе Мазари-Шариф Союз афганских производителей и экспортеров ковров провел выставку, посвященную празднованию исламского Нового года, Норуз. Целью выставки был поиск международных рынков для афганских ковров.
Выставка включала изделия, представленные Союзом афганских женщин-торговцев в Мазари-Шарифе, председатель которого Нория Азизи объясняет, что она и ее Союз не знали, как получить доступ на международные рынки. Она знала, что афганские ковры известны в Соединенных Штатах, но контакты были разорваны и утеряны, а экспортная торговля серьезно пострадала.
И откуда берется важнейшее сырье, шерсть, для снабжения этой истерзанной войной страны?
«Если Афганское правительство хочет развивать ковровую промышленность в Афганистане, оно должно прекратить незаконный экспорт ковров и помочь обеспечить производство ковров качественным материалом», — говорит председатель торговой палаты Мазари-Шарифа Сиад Тахер Рошанзадх, один из спонсоров недавней выставки ковров. «Правительство должно также поощрять афганских производителей ковров и предоставлять возможности для продвижения», — добавляет он.
Взгляд в прошлое
Для ковроткачества важно качество шерсти, она должна быть износостойкой, прочной и эластичной. Призыв Рошанзадха, несомненно, является душераздирающим знаком времени, поскольку ковры (до разрушения Талибана и последующих и продолжающихся беспорядков) собственного производства и соседних центральноазиатских племен были одними из самых важных торговых и экспортных товаров Афганистана.
Караваны перевозили товары, в том числе ковры, из Центральной Азии, а маршруты проходили через Афганистан, на Индийский субконтинент и на торговые посты в Индийском океане. Эти древние маршруты через неприветливую местность, современный Пакистан, по-прежнему используются торговцами и контрабандистами.
Как в Афганистане, так и в Пакистане, в лагерях, созданных для афганских беженцев из России, Талибана, афганские ткачи продолжали вплетать свою историю в ковры, создавая проекты, которые сочетают традиционные цвета и мотивы с вертолетами, Калашниковыми, танками и другими военными мотивами. Такие ковры жадно собирают иностранцы, находящиеся в Афганистане или проходящие через него, а в последние годы было организовано несколько выставок.
Для большинства западных неспециалистов афганский ковер — это широкий спектр изделий с повторяющимися геометрическими узорами, темно-красным доминирующим цветом с темно-коричневыми, черными, верблюжьими оттенками и штрихами темного и светлого индиго.
Их интенсивные цвета светились в юртах кочевников, а при экспорте на Запад они усиливали эффект от традиционной и антикварной мебели. В 1960-х годах была большая мода на золотые афганские ковры, которые были традиционными коврами, импортированными, а затем обработанными на Западе химическим методом, который отбеливал красный краситель, оставляя ковер янтарным, однако он все еще демонстрировал свой традиционный узор.
Эти ковры традиционно были сотканы кочевыми племенами или полукочевыми кочевниками, живущими вблизи городов, которые были торговыми центрами. Хотя к последней части 20-го века спрос на этот тип ковра был настолько сильным, что были созданы ателье и фабрики, в которых ткачи работали на постоянных ткацких станках, а не на переносных рамах, используемых кочевниками.
Традиционное ремесленное производство
Ковры, сотканные для экспорта, как правило, имеют твердое переплетение. Современные шелковые ковры оцениваются по узлам на квадратный дюйм или сантиметр, но шелковые ковры не являются афганской специальностью, хотя в Пакистане и Кашмире афганские и турецкие узоры копируются в шелк или сочетание шелка и шерсти. Затем они продаются под названием «Royal Bokhara».
Ковроткачество требует достаточного запаса сырья, а кочевники использовали козью шерсть и шерсть. На протяжении тысяч лет они разрабатывали свои собственные замысловатые модели, которые являются формой геральдики и племенной истории, обозначая племена и их принадлежность, случайные межплеменные браки, даже уничтожение одного племени другим, или политические силы, которые поднимались, управляли и падали.
Многие модели развились в Доисламскую эпоху и восходят к шаманским истокам. Некоторые из них имеют конструкции из китайских или монгольских источников (облачные полосы, драконы, пальметты лотоса), а племенные украшения, цветы, животные, птицы и палки появляются в качестве второстепенных мотивов — гранаты, означающие плодородие, деревья, древний символ жизни и регенерации и другие элементы, чье первоначальное значение давно потеряно.
Некоторые ковры даже имитируют шелковые икаты. Но общая картина всегда геометрическая, естественная. Размер, форма и картина также демонстрируют цель, ради которой ковер создавался.
Разгадка афганского искусства ковроткачества
Урбанизация и коммерциализация угрожают остаткам древнего ремесла, практикуемого племенами в Афганистане.
Афганский ковер остается одним из последних пережитков искусства, предшествовавшего самой цивилизации — древней афганской практике ковроткачества.
Кочевые племена в Афганистане до сих пор ткут ковры вручную для собственного использования, используя узоры тысячелетней давности, которые запоминаются и передаются от матери к дочери. Они стригут овец, собирают травы, используемые в красителях, и кропотливо ткут и окрашивают ковры в процессе, который занимает месяцы.
Это когда-то было знакомым зрелищем в таких странах, как Азербайджан, Иран и Турция, но ручное производство в значительной степени было заменено фабричными ткаными коврами, изготовленными в коммерческих целях. Ковры составляют 45 процентов афганского экспорта — около $ 231 млн — но только небольшая часть приходится на ковры ручной работы.
Ковер — это не просто ковер, это наследие
Ковры, сотканные кочевниками, размещались на полах и стенах их палаток для тепла и украшения. Некоторые из них могли быть сделаны в качестве свадебных подарков для приданого невесты. Но на этом роль ковров в повседневной жизни не заканчивается. Существовали ковры, на которых народ ел и молился.
Коллекционер афганских ковров Рияз Бхат хочет популяризировать эту умирающую форму искусства. Бхат происходит из поколения лини ковровых ткачей в Кашмире, но часто путешествует в Афганистан, чтобы купить ковры у кочевых племен, которые производят ковры ручной работы более 500 лет.
Типичный улов для Бхата составляет от 50 до 60 ковров, что занимает около четырех месяцев. Бхат посещает Афганистан два раза в год, чтобы получить ковры от племен, общаясь несколько месяцев с каждой семьей.
«Моя основная цель — не продавать ковер, а научить мир ценности племенного ковра», — сказал Бхат. «Ковер племени — это не просто ковер, это наследие».
Во время Советской войны в Афганистане некоторые племенные ткачи начали вплетать в свои ковры узоры с разрушениями и насилием, которые они видели. Популярность их вскоре распространилась, и она получила признание как форма афганского народного искусства.
Эта попытка продвигать наследие племенных ковров может быть ключом к сохранению их уникального производства. В настоящее время кочевникам приходится бороться с конкуренцией ковровых фабрик по всему миру.
Омри Шварц, менеджер коллекции Nazmiyal, Нью-Йоркской компании, которая занимается антикварными и декоративными коврами, сказал, что такая конкуренция обычно плохо заканчивается для ткачей.
«Ткачам может потребоваться полтора года или больше, чтобы создать прекрасный ковер», — сказал Шварц. «А продавцы хотят знать, что они могут получить поставку определенного размера и типа на регулярной основе».
Он сказал, что инвесторы предпочитают создавать фабрики для массового производства ковров, а ткачи просто ткут. «Большинство ткачей по всему миру сегодня не имеют права голоса в дизайне, они просто трудятся», — сказал Шварц.
Племена в Афганистане, производящие ковры, которые покупает Бхат, могут вскоре столкнуться с подобным явлением.
«Афганистан имеет одни из самых быстрорастущих городов в мире», — сказала Франческа Реккья, независимый исследователь, специализирующийся на городских преобразованиях и творческих практиках в странах конфликта.
«Это отличается от традиционной урбанизации, которая несколько равномерно распределена. Скорее, центр Афганистана сосредоточен вокруг нескольких главных городов. Это следствие чрезвычайных ситуаций, которые пережила страна», — сказал Реккья Аль-Джазире из афганской столицы, Кабула.
Еще одним фактором, который, по словам Реккья, может тянуть людей к городам, является отсутствие инфраструктуры в сельских районах. «Разница в Афганистане в том, что есть места, которые полностью отрезаны зимой».
Для коллекционеров урбанизация Афганистана может означать конец ковров как вида искусства.
«Урбанизация убивает племенную жизнь», — сказал Бхат. «Когда люди живут в домах в городе, у них не хватает места, чтобы держать 500 овец или надлежащий ткацкий станок, они не имеют доступ к соответствующим травам, чтобы сделать натуральные красители».
Урбанизация и коммерциализация уже положили конец уникальным коврам ручной работы в большинстве стран мира.
«Каждая деревня имела особый способ ткачества ковров в 19 веке», — сказал Шварц. «Вы могли бы сказать, откуда ковер, его производили одним и тем же образом в течение 300, 400 лет или более. Уникальные ковры, производимые в настоящее время, почти исключительно созданы на комиссии для рынка высокого класса».
Тем не менее, усилия коллекционеров ковров по продвижению мастерства племенных ковров все же могут принести дивиденды благодаря западным потребителям.
«Впервые в истории покупатели [в США и Европе]начинают ценить ковры как вид искусства», — сказал Шварц. «Я надеюсь, что больше людей потратят время, чтобы оценить их так же, как они оценят мастерскую картину».
Почему стоит полюбить ковры из Афганистана?
История ковроткачества в Афганистане считается начавшейся пять-шесть тысяч лет до нашей эры на Земле Бахтар и Средней Азии.
Из прошлого в настоящее время, Центральный и Северный Афганистан считаются наиболее важными центрами ковров; ковров, которые, как известно, не имеют себе равных во всем мире.
Эти ковры в основном собраны в северной части Афганистана различными этническими группами, в основном туркменской национальности.
Афганский ковер — это тип напольного покрытия ручной работы, которое традиционно производится в пригородах страны. Многие афганские ковры также сотканы афганскими беженцами, проживающими в Пакистане и Иране. По имеющимся данным, афганские ковры неоднократно завоевывали международные награды — в 2008, 2009 и 2014 годах. Презентации премии ежегодно проходят в Гамбурге, Германия.
По данным торговцев коврами, в Афганистане насчитывается более 100 компаний по производству ковров, которые в основном работают в северной части страны.
Ковер также известен как хороший источник дохода для страны Афганистан.
Достоинство афганского ковра обусловлено его качеством и многолетней историей ткачества в этой стране, говорит Джума Хан, афганский продавец ковров в Кабуле. Он добавляет: «Наш ковер много раз занимал первое место на мировом рынке, что заставляет нас гордиться нашим ковровым производством».
Джума Хан также говорит, что, поскольку афганский ковер очень ценен, даже афганские короли предлагали ковры своим коллегам в качестве сувенира в прошлом. По словам Джума Хана, афганские ковры сотканы более чем в 80 дизайнах туркменами и казаками в Мазари-Шарифе, Бамиане, Джаузджане, Фарьябе и других городах.
Недавно на выставке ковров, состоявшейся в Дубае, ОАЭ, среди 14 стран афганские ковры достигли первой позиции, учитывая цвет, дизайн и качество, которое рассматривалось как большое достижение для людей в этой стране.
Тем не менее, Абдуррахим Саиди, глава частного сектора Афганистана в Министерстве торговли и промышленности, называет ковры Афганистана символом самобытности и культуры страны. По его словам, частный сектор должен профессионально функционировать, привлекать международные рынки для производства афганского ковра.
По словам г-на Саиди, есть некоторые рынки в Южной Азии, Китае и Латинской Америке, где афганские ковры тепло признаны и приветствуются торговцами.
Абдул Малик, другой продавец ковров в Мазари-Шарифе, говорит, что, к сожалению, большинство афганских ковров, присутствующих на международных рынках, продаются в других странах, в то время как они сделаны афганцами, что не хорошо для репутации Афганистана, и кредит за качество ковра идет в другую страну. Он считает, что избежать этого нелегко, так как ткачи ковров живут в этих странах.
В период с 1979 по 1992 год, по меньшей мере, один миллион афганцев, включая сотни тысяч ткачей ковров, бежали из Афганистана во время войны с Советским Союзом и последующей гражданской войны, особенно в Пакистане и Иране.
По словам представителей торговли и промышленности Афганистана, экспорт афганского ковра в настоящее время сократился по сравнению с предыдущими годами. Глава отдела развития Министерства торговли и промышленности Афганистана Мирзаман Попаль заявил, что сокращение экспорта афганских ковров объясняется двумя причинами: внешними и внутренними. Внешняя причина — глобальный кризис, а внутренняя — отсутствие в стране фабрик по обработке ковров.
Должностные лица Министерства торговли и промышленности добавили, что в прошлом почти 6 миллионов афганцев ткали ковры, однако по вышеупомянутым причинам эта цифра значительно сократилась.
Афганские ковры прочны, долговечны и часто очаровательны; они отражают наследие кустарного мастерства, передаваемого через поколения семей. Большинство ковров имеют больше общего с племенными изделиями Центральной Азии с точки зрения цвета, дизайна и переплетения, чем с их сложными персидскими коллегами.
Кроме того, большинство афганских ткачей делают ковры, которые похожи на те, которые они ткали в течение десятилетий. Их ковры главным образом произведены для того, чтобы украсить шатры, внутри которых они живут.
Афганистан обладает высоким потенциалом людских ресурсов, и большинство из них — молодые люди, которые трудолюбивы и хотят работать, они нуждаются в занятости, которая должна быть обеспечена правительством.
Если афганское правительство уделит должное внимание ковроткачеству, то ковровая промышленность получит впечатляющий рост. Правительство может также поощрять афганский и международный частный сектор к инвестированию средств, если предпринимателям будут предоставлены соответствующие возможности.
Несмотря на качество и дизайн афганского ковра, если приложить больше усилий для внедрения афганских ковров на мировых рынках, ковры станут глобальными изделиями для дома, что может привести к огромным доходам для страны Афганистан.