Индийский ковер: история развития индустрии
Ковры являются неотъемлемой частью традиций индийского ремесла. Традиции ковроткачества в Индии многовековые. Ковры изготавливаются из шерсти и шелка. С другой стороны, индийский ковер ручной работы может быть произведен из самых разных материалов — от шерсти, хлопка, джута до волокна кокосовой пальмы, бамбука и травы. Происхождение традиций ковроткачества в Индии уходит в средневековый период. Моголы позаимствовали персидскую технику ковроткачества. Могольские ковры были столь же сложны, как их миниатюрные картины и иллюстрировали придворную жизнь, животных и цветочные мотивы.
Говорят, что Акбар заложил основу традиции ковроткачества в Индии, привезя некоторых ковровых ткачей из Персии. Вскоре ковровые ткацкие центры были созданы в Агре, Дели и Лахоре. Могольские ковры были ярко окрашены, и удивительно отметить, что некоторые из ручных вязанных шелковых ковров имели целых 4224 узла на квадратный дюйм. Нынешняя традиция ковроткачества в Индии в значительной степени зависит от ковровой традиции великих Моголов.
Современные индийские традиции ковра в основном являются продолжением, и они красиво сформировали себя, чтобы удовлетворить потребностям и стремлениям нового времени. Кредит популяризации индийских ковров на внешних рынках обусловлен художественными способностями и мастерством индийских ткачей. В Индии разные государства имеют свои традиции ковроткачества.
История ковров в Индии
История индийских ковров, особенно шерстяных ковров, относится к периоду еще в 500 г. до н. э. Ссылки на самые ранние тканые коврики и напольные покрытия можно найти в древней и средневековой индийской литературе.
История индийских ковров начинается с того, что, когда Бабур приехал в Индию, он был разочарован отсутствием здесь роскоши. Он видел роскошь Персии, которая включала персидский ковер, и таким образом Акбар заложил основу традиции ковроткачества в Индии в 1580 году нашей эры в своем дворце в Агре. Он установил центры ткацких изделий ковра в Агре, Дели и Лахоре, чтобы облегчить производство персидских стилизованных ковров, которые были вдохновлены проектами Кирмана, Кашана, Исфахана и так далее. Моголы не только использовали персидскую технику ковроткачества, но и традиционные узоры и мотивы из Персии. Могольские ковры были столь же неясны, как и их миниатюры, и обычно изображали придворную жизнь, животных и цветочные украшения. Могольские ковры были ярко окрашены, а шелковые ковры с ручным узлом имели 4224 узла на квадратный дюйм. Однако самым известным видом индийских ковров был ворсовый ковер, который пришел в Индию в царствование Акбара в 16 веке. В 1580 году Акбар привез некоторых персидских ткачей ковра в Индию. Искусство росло и процветало здесь, и оно было модифицировано в соответствии с королевскими вкусами и смешано с индийским искусством. Персидские ковры были воссозданы в индийских формах. Эти ковры распространяются на весь субконтинент с каждой областью, имеющей собственные особенности.
С самого начала шерсть или шелк были основным материалом вязанных ковров. Шерсть может иметь разнообразное происхождение в зависимости от типа ковра. Шелковые узлы также используются в Кашмирском регионе. Узоры индийских ковров варьировались от виноградных лоз и цветочных узоров, фигур животных и птиц до геометрических и каллиграфических узоров. Ковры из эпохи царствования Акбара (1556-1605) использовали хлопчатобумажную основу и шерстяной ворс, а разнообразная цветовая гамма имела несколько оттенков зелени и других цветов на красной и персиковой основе. Узоры были переработаны под копию персидского стиля, но позже изменены на индийский вкус.
Индийские ковры во времена правления Джахангира (1605-27) продолжили набирать свою популярность. Использовались такие материалы, как шелк и пашмины, что позволяло включать большее количество узлов в произведения искусства. Узоры этих индийских ковров напоминали миниатюрные картины. Тонкие градации и затенения с нитями были сами по себе художественными. Узоры этих ковров были отражением рукописной живописи. История индийских ковров показывает технически изысканный вкус как в дизайне, так и в ткачестве. Ковры имели изображения виноградных лоз, цветущих растений и более натуралистичных животных в живописном или общем узоре.
Во время правления Шахджахана (1628-1658) искусство индийских ковров достигло новых высот. Плетение включало около 2000 узлов на квадратный дюйм. Шелк или ворс пашмины дали коврам бархатистую текстуру. Затенение пряжи было таким же стильным, как и в правление Джахангира. Цветы по-прежнему были основными элементами дизайна. В эту эпоху узоры были в основном цветочными, иногда с геометрической или каллиграфической отделкой. Китайские и европейские узоры также повлияли на историю индийских ковров. Каллиграфия повлияла на ковровое ремесло, как и другие ремесла в Индии. Хотя, как и все другие ремесла, ковроткачество также видело падение на некоторое время, но ремесло поддерживается в традиционных семьях и сегодня.
Индийские ковры считаются наиболее технически умелым классическим ремеслом. Ткачи ковра Индии известны их изящными проектами, элегантностью, привлекательными цветами и мастерством. В 1958 году было 14 заводов с 350 ткацкими станками и 80 коттеджных единиц с 400 ткацкими станками. Согласно опросу, проведенному в Индии, в 1974 году насчитывалось около 3500 ткачей ковров. К концу восьмидесятых их общая численность достигла около 48000 человек. Это замечательное расширение ковровой промышленности в основном связано с программой массового обучения, введенной и спонсируемой Индийским Советом по ремеслам. В рамках этой программы были подготовлены многочисленные группы девушек, которые начали новую разработку на рынке труда Кашмира. Еще одним здоровым признаком роста ковровой промышленности стало ее перемещение из города Сринагар в сельские и полугородские районы.