Самостоятельное изготовление тряпичной куколки
Куклы есть в каждом доме, где растут маленькие девочки, а иногда и мальчики. В древности в нее вкладывали особый смысл, полагая, что игрушка способна радоваться, смеяться, быть доброй или злой. Она могла поддержать семью в трудные времена.
Значение русской тряпичной куклы
Тряпичная кукла была частью обыденной жизни древнерусского человека. Ее наличию в семье придавалось особое значение. Кукла, прежде всего:
- Использовалась в обрядовой деятельности. Специальные куколки делались к свадебной церемонии, погребальному и траурному шествию, ко дню рождения младенца и к различным языческим, а затем и христианским праздникам. У них, как правило, не было лица, но были прекрасные одежды, менявшиеся по случаю, и особое наполнение. Так, куклу, набитую зернами гречихи, клали под голову новорожденного вместо подушки, а игрушку, зимой обряженную в светлые юбки, к весне – к празднику Масленицы переодевали в яркие одежды, украшая ее голову лентами и разноцветными лоскутками.
- Символизировала достаток дома и мастерство проживающих под его крышей женщин. Первую куклу девочке дарили, едва она вставала на ноги и делала свои первые шаги. Мать учила дочерей не только играть с куклами, но и понимать их значение, шить подходящую одежду. Девушка занималась их шитьем до самого замужества. Ее родители показывали игрушки будущим сватам, демонстрируя мастерство и аккуратность дочери. После свадьбы коллекция кукол передавалась младшим детям, раздаривалась знакомым. Но на этом знакомство с куклой не заканчивалось, теперь уже жена шила обереги для своей семьи – детей и мужа.
- Оберегала дом. Ее выставляли на видное место для отпугивания злых духов, дарили ребенку для защиты, женщине, готовящейся к важному событию в своей жизни, при переезде брали с собой в дорогу.
С любыми видами кукол, в том числе и с теми, что использовались в качестве оберега, разрешалось играть. Являясь чистыми и невинными существами, дети словно бы заряжали талисман теплом, энергией и здоровьем.
Если тряпичная игрушка не выдерживала активной игры и повреждалась, ее не выбрасывали. Рассыпавшееся зерно-наполнитель собирали и сохраняли до весны. Как только наступала пора сева, зерна высаживали на выпасе для скота. Люди верили, что молоко от этого станет лучше, количество и качество его увеличится, а еще оно станет целебным. По осени куклу обязательно заполняли зернами из нового урожая.
Особенности русской тряпичной куклы
У русской народной куклы:
- Нет лица, только контур. Оно остается чистым – нет глаз, рта или носа.
- Не было персонального имени – Машами, Настасьями или Катеринами кукол не называли. Это могло навредить человеку, чье имя носит игрушка, злые люди могли использовать ее для собственных целей. Если имя принадлежало духу умершего родственника, то его таким образом можно было потревожить, что было бы нежелательно. Игрушки называли ляльками и цацками. Обрядовые вещи называли по их предназначению – «свадебная», «похоронная», «веснянка» (символ весны и пробуждающейся природы).
- Есть скрытый «мужской» сакральный смысл. Чисто «мужских» кукол, воплощающих в себе образ мальчика, мужчины, почти никогда не существовало. Если их и делали, то в виде палочки, обернутой тканью, ангела с распростертыми руками. Но каждая «женская» куколка делалась на жестком каркасе из скрученных между собой палочек или жгутов. Это и есть скрытая ото всех мужская суть.
Такая игрушка в 99 % воплощала в себе женский образ. Если ее планировали использовать для совершения обряда, игрушку заполняли очищенными от шелухи зернами. В такой кукле не должно было находиться ничего колющегося или режущегося. При изготовлении игрушки:
- не использовали ножниц, ткань отрывали от большого куска вручную;
- одежду скрепляли узлами, привязывали к кукле нитками – иглами также не пользовались.
Любой острый предмет, который применялся при производстве, мог лишить объект его смыслового значения. Но куклы русские народные, которые дарили на свадьбы, крестины, другие праздники, как правило, все же сшивались, поскольку содержали множество декоративных деталей: бусинки было непросто привязать к ткани простыми нитками без помощи иглы.
Отсутствие глаз, рта и носа связывали с нежеланием:
- Иметь в доме лишние глаза и уши. Через нарисованные отверстия в игрушку могли проникнуть злые силы. В этом случае она станет причиной гибели всей семьи.
- Наделять куклу характером. Если лицо вышло неудачным, кривым или косым, характер игрушки мог испортиться и это отразится на ребенке, который с ней играет.
В 19 веке тряпичным игрушкам начали рисовать лица. Таким простым образом игрушку пытались максимально очеловечить, приблизить к реальным условиям.
Лица куклам делали максимально простыми, вместо глаз – 2 точки, рот – полоска, такая же полоска – нос. Обрядовые куклы все еще оставались безликими.
Сравнительный анализ различных видов тряпичной куклы
Славяне делали одновременно несколько видов кукол в одной категории. Например, только кукол-оберегов было 4-8 разновидностей, еще больше тех, что использовались при совершении различных обрядов и просто для игр. Игровые куколки должны были занять ребенка, пока родители работали или отдыхали, научить его выполнять отведенную ему обществом социальную роль.
В играх принимали участие, как мальчики, так и девочки. Куклы, которыми играли мальчики, соответственно, сеяли, пахали, ходили за скотом, строили дом и рубили дрова. Юные мужчины учились всему этому у отцов и старших братьев, тренировались же на куклах. Девочки учились шить, правильно подбирать наряды для всей семьи. Их игрушки кашеварили, мыли полы, воспитывали детей.
Между игровыми и обрядовыми славянскими куклами, а также куклами-оберегами, фактически не было большой разницы.
У всех национальных кукол было тряпичное тело, в большинстве случаев заполненное травами или зернами. Лица им не рисовали. Разница могла проявляться только в одежде и способе использования, называться игрушка также могла по-разному:
- Подорожница. Эту игрушку обязательно клали в котомку перед дальним походом. Ее отличительной особенностью был узелок или мешок, который заполняли золой, взятой из очага или зерном. Зола и сама игрушка являлись залогом благополучного возвращения путника домой, а зерно должно было защищать от нужды в дороге, избавлять путника от хлопот.
- Спиридон Солнцеворот. Название получила по празднику – 22 декабря. Одна из редких «мужских» кукол, изображавшихся в виде человечка с большим колесом в руках, символизирующим календарный год и круговорот солнца. Спиридон способен прибавить человеку сил, помочь переиграть судьбу себе на пользу. В Древней Руси Солнцевороты получали юноши, входящие в пору взросления.
- Счастье. Небольшая девочка в ярком платье и с очень длиной косой. В волосах, согласно представлениям предков, накапливается жизненная сила. Кукла помогает сберечь владельца от несчастий. Это чисто женский оберег, помогающий сберечь женское здоровье и родить красивых и сильных детей.
- Мокридина. Эту игрушку делали во время засухи с целью призыва дождя. Платье Мокридины шили из светлой, напоминающей дождевые капли, ткани.
- Кувадка. Также является обрядовым элементом. Кувадку делали старшие женщины в семье для будущей роженицы. Ее наличие в комнате будущей матери считалось обязательным. Кукла защищала младенца от злых сил и сглаза.
- Лихоманка. Эту игрушку в народе делали для привлечения нечисти. Попав в куклу нечистый дух не мог ее покинуть и вынужден был оставаться в игрушке до ее разрушения. Лихоманок делали по 15-100 штук за 1 раз и развешивали в закутке за печью. 15 января, после завершения всех празднеств кукол снимали с веревочек или крючков и сжигали, вместе с ним из дома уходило все зло.
- Неразлучники. Этот оберег делали для людей семейных. Неразлучник – это 2 куколки, соединенные 1 общей рукой. Их дарили на свадьбу. После появления в семье детей на общую руку вешались цветные ленточки по числу новорожденных.
- Кубышка-травница. Согласно сохранившимся описаниям, травница оберегала от заболеваний, представлялась в виде пухлого мешочка, наполненного лечебными травами. Играя с кубышкой-травницей, дети и животные (кошки, собаки) избавлялись от многих заболеваний.
- Зернушка. Вместо трав куклу наполняли зерном от нового урожая. На будущий год во время посева зерно извлекали из куклы и засеивали им делянку на поле. Оберег делался для привлечения в дом богатства, сохранения собранного урожая и приумножения средств семьи. Зернушку вешали под потолком в амбаре. Современный вариант куколки можно поставить на кухне, где она будет отвечать за сохранность продуктов.
Любую куклу из тряпок, сделанную своими руками, можно было превратить в оберег, талисман, использовать для обряда или отдать детям для игр. Главное – это бережное к ней отношение. Даже с исключительно игровыми куклами дети старались обращаться очень аккуратно.
Материалы для изготовления тряпичной русской куклы
Игрушки и обереги начинающие и опытные мастера делали из подручных материалов. Это могли быть:
- лоскутки ткани, оставшиеся от шитья одежды;
- старая одежда;
- новая ткань (талисманы и обереги часто делали именно из свежего недавно вытканного полотна);
- пучки травы, сена, соломы и веточек деревьев;
- деревянные палочки;
- бумага средней толщины;
- полотенца;
- чурбаны.
Ткань плотно сворачивали в узел и так делали тело куклы или же шили что-то вроде мешочка, заполняя его травами, золой или зерном. Выкройка не делалась.
Тряпичные традиционные изделия в славянском стиле в большинстве своем были оригинальными, образ их не копировали, каждая семья придумывала свою собственную куклу и наряд для нее. Двух одинаковых игрушек или талисманов почти никогда не встречалось. Особым почетом пользовались родовые куклы, их оберегали, передавая из поколения в поколение. Если такая кукла разрушалась, старались поскорее найти ей замену, подбирая похожие материалы или наполнение для них.
Особенности изготовления
По способу изготовления можно выделить следующие виды народных кукол из ткани, которые можно сделать своими руками:
- столбушка;
- крестушка;
- на палочке;
- узловая;
- пеленашка;
- закрутка;
- набивной мешок.
Чаще всего детскую игрушку скручивали из тканевых жгутов-рулонов и обматывали лоскутками ткани. Технологически скручивание материала в рулон – простейшая операция. Но в ней глубокий мистический смысл. Посредством создания игрушки передавались людские представления об устройстве мира, человека и природы. Так, если мотали «по солнцу» (по часовой стрелке), то стремились улучшить нынешнее положение в той жизни, которую проживал создатель оберега. При обратном наматывании стремились попасть в потусторонние миры, чтобы там получить ответы на вопросы. Сделанных таким способом кукол использовали во время гаданий. Чтобы получилась настоящая древнерусская тряпичная кукла, необходимо:
- делать все не торопясь;
- отказаться от использования ножниц и иглы при создании тельца;
- закреплять нитки силковым узлом или петлей;
- отрывать ткань на платье таким образом, чтобы осталась бахрома;
- сделать из ниток на груди куклы обережный крест или наматывать нитки исключительно по часовой стрелке;
- следить, чтобы количество нитей при обмотке оставалось четным, а затяжек – нечетным;
Лицо куклы, естественно, остается не раскрашенным.
Как сделать тряпичную куклу своими руками
В школе на уроке труда проще всего сшить из тряпочек Зерновушку (Зернушку). Она не только порадует детей, но и позволит защитить дом от зла, привлечь в него удачу, богатство, удержать добро в кармане. Народная кукла своими руками делается из:
- отбеленной бязи и накрахмаленного ситца;
- кружев, лент, бисера, ниток для вышивания;
- круп или зерен злаков.
Работа над народной игрушкой, сделанной своими руками, не занимает много времени. Пошаговый процесс ее изготовления выглядит так:
- Из ткани сшивается мешочек со сборкой у горловины.
- Мешочек надо заполнить зерном и затянуть горловину.
- Отступив примерно 5-10 см (все зависит от размера), перевязать мешочек нитью. Так формируется голова.
- Руки надо сделать, скручивая в рулон лоскутки бязи и обматывая их красными нитками. Пришить чуть ниже основания шеи.
- Голову поделки покрыть платочком из кружев, пряча место соединения шва. Кружево расшить бисером и лентами.
- Платье сшить из любого понравившегося лоскута ткани. Его можно пришить или привязать к месту соединения туловища и головы. Фасон придумывается самостоятельно.
Ног у куклы нет. Готовую игрушку можно разместить в уголке на кухне. Остальные виды старинных кукол делаются по аналогичному принципу, главное – не их внешний облик, а смысл, который изготовитель придает созданной им вещи. Важно настроиться на нужный лад, почувствовать, какая именно кукла нужна, для чего она, какова будет ее роль.
Тряпичная кукла – это и игрушка, и оберег, и атрибут религиозных обрядов. Ее учили шить девочек, едва те вставали на ноги, то был своего рода тест на пригодность. Будущая жена должна была уметь шить, чтобы не лить соленые слезы. У каждой игрушки был практический и сакральный смысл. С практической точки зрения она должна была помочь маленькому человеку в его становлении взрослым, а с сакральной – защищала, дарила здоровье, привлекала благополучие, позволяла женщине разродиться здоровым ребенком.