Онлайн-журнал про ткани и одежду

Техника свободной росписи

Свободная роспись – это своеобразная техника батика, объединяющая отличные друг от друга принципы росписи. К ней относят работу жидкими красками по чистой или загрунтованной ткани и роспись загущенной краской. При свободной росписи ярко проявляется почерк художника, а изделия, выполненные по одному эскизу с помощью одинаковых материалов и инструментов, будут сильно отличаться у двух разных мастеров. В свободной росписи не используются ограничители, что делает принцип ее техники схожим с акварельной. Залог хорошей работы – «сильный», «уверенный» рисунок и отточенные навыки.

Свободная роспись ткани. Пример 2

Материалы и инструменты

Для росписи используются все виды шелковых тканей, а также шерсть и хлопок. Сперва материал готовят к началу работы (чистят, стирают, проводят влажно-тепловую обработку) и натягивают на раму.

  • Краски лучше заранее подобрать по цветам и проверить их на образце основной ткани. Это позволит оценить интенсивность цвета и степень «растекаемости».
  • Их наносят кистями (в том числе и специальными, с резервуаром для воды), ватными или поролоновыми тампонами.
  • Для работы также понадобится палитра, емкость с водой и салфетка для протирания кистей.
  • Ткань нужно будет смачивать пульверизатором и сушить с помощью фена.
  • Для создания различных эффектов задействуют соль, спирт и цветные контуры.

Разработка концепции и эскиза

Расписывают как чистую, так и загрунтованную ткань.

По чистой ткани краски свободно перетекают, сливаясь и образуя новые оттенки. Контролировать этот процесс сложно, поэтому при такой технике чаще определяют концепцию работы, нежели разрабатывают эскиз.

Платок шелковый легкий женский
Разработка концепции свободной росписи ткани

Загрунтованная ткань напоминает по свойствам бумагу, что дает возможность точно переносить линии эскиза на ткань.

Размер изделия также влияет на выбор техники. Чем меньше расписываемая площадь, тем больше необходимость держать процесс «под контролем».

Роспись без грунта и загусток

Свободная роспись по ткани без использования грунтов и загусток может выполняться и по сырому, и по сухому материалу.

«Сырая» роспись

Выполняют ее в один сеанс. На протяжении всего процесса ткань должна оставаться влажной. Для этого уровень влажности в помещении поддерживают при помощи увлажнителя воздуха, ткани – распылением воды из пульверизатора.

Самая простая подобная работа – бессюжетная роспись, в которой цветовые пятна и линии сливаются между собой без резких переходов. Часто ее сочетают с «солевым» эффектом. После высыхания работу можно декорировать при помощи цветных контуров.

«Сухая» роспись

Роспись без грунта выполняют и по сухой ткани в несколько приемов. Каждое новое цветовое пятно наносят после высыхания предыдущего. Границы расписанных участков остаются видными. Их называют «затеками», которые в других техниках являются браком. В данном случае их наличие может считаться частью художественного замысла. «Растекаемость» краски контролируют струей фена или тепловой пушки.

Роспись в этой технике предсказуема, и это позволяет использовать эскиз. Выбирая краски «под утюг», важно учесть одно их свойство: высыхая, они образуют тонкую, трудносмываемую пленку. Это значительно сокращает срок службы кистей, а множество слоев краски влияет на мягкость ткани.

Свободная роспись по грунту

Существуют специальные грунты фирм Marabu, Javana, Decola. Они не влияют на свойства ткани, легко вымываются после фиксации красителя и совместимы с парозакрепляемыми красками.

В качестве грунта также используют 20%-ный раствор соли, желатина, крахмала.

Картина маслом большой попугай
Роспись ткани по грунту

Возможен в применении раствор клея для обоев КМЦ и траганата. Совместимость подобных грунтов с красками «под утюг» нужно предварительно проверять.

Работая с солевым грунтом, его наносят на ткань с обеих сторон. Этим же раствором разбавляют краски и промывают кисти. Расписывать фон лучше сразу, пока грунт не высох. После наносят цветовые пятна второго плана. Роспись контрастных элементов, находящихся на первом плане, выполняется почти сухой кистью.

Роспись с загусткой

Отдельно выделяют прием «сухой кисти», который тоже относится к техникам свободной росписи. В загустку вводят сухую или жидкую краску и при помощи получившейся пасты расписывают ткань. В качестве загустки используют альгинатную, клестер из крахмала, клей КМЦ. Производители красок для батика также выпускают и специальные загустки для росписи.

Marabu decoupage hochglanzlack
Загустка для росписи по ткани

Для работы «сухой кистью» подходят краски на основе резервирующего состава. Для их приготовления необходимы парозакрепляемые порошковые красители. Их растворяют в уксусной кислоте, а после процеживания добавляют к резервирующему составу. Смесь доводят до кипения на водяной бане. Такие краски могут долго храниться под закрытой крышкой.

Предметы, расписанные в этой технике, чаще имеют декоративное, а не утилитарное назначение.

Применение свободной росписи

Свободная роспись дает художнику большой выбор инструментов и приемов для реализации художественного замысла. Например, работая «по-сырому», художник получает возможность быстро расписывать большие пространства. Из ткани, раскрашенной таким образом, шьют шторы, одежду, театральные декорации.

Грунт и загустка позволяют создавать композиции с наибольшей степенью проработки деталей. Помимо привычных работ в технике батика создаются фотореалистичные и даже миниатюрные работы.

В свободной росписи нет жестких правил – это поле для экспериментов, поэтому ее часто комбинируют с другими техниками батика.

Батик картины орхидеи
Обсуждение и комментирование темы
Крис
Крис :

Капец, я его буду скоро рисовать 🐽

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Совет