Сегодняшние портные не ограничены в выборе швейного оборудования, тканей и фурнитуры — к их услугам как суперсовременные «вспомогательные инструменты», так и хорошо знакомые мастерам материалы. Один из наиболее известных, привычных и часто используемых видов фурнитуры — регилин, настоящий «долгожитель» портновского дела. Он представляет собой специальную ленту разной степени жесткости.
Портные вплотную работают с материалом с середины 19 века. Изначально его изготавливали из хлопковой или льняной ткани, а в качестве основы применяли жесткий конский волос. Без ленты практически невозможно было изготовить каркасный подъюбник и «удержать» пышное дамское платье. Со временем от натуральных материалов отказались — их производство было дорогостоящим, а мода на кринолины прошла.
Жесткая регилиновая лента
Сегодня регилин (или, как его иногда называют, «реджилин») снова «в тренде». Его делают из синтетических составов, безвредных для человеческого здоровья, и готовое изделие обходится недорого. Материал используется не только в театральных мастерских и при пошиве танцевальных нарядов. Он с успехом заменил корсетную ленту из натурального китового уса (морская фауна страдает меньше) и металлические вставки-косточки, тяжелые и негибкие. Одно из его преимуществ — простота при пошиве. Чтобы работать с регилином, не нужно быть профессионалом. Достаточно потренироваться, и можно будет изготавливать даже «сложносочиненные» корсеты.
Жесткие полоски, известные модницам много столетий, главным образом вшивали по низу юбки, добиваясь стабилизации, эффектного объема, красивой формы и пышности оборок.
Сферы применения регилина
Создание упругих, немнущихся «волн» на юбке-солнце или моделях других расширяющихся к низу фасонов.
Придание пышности свадебным или вечерним платьям с объемным подолом, нарядов для бальных танцев.
Вставки в швы на корсажах — для этого нужна узкая лента самой высокой жесткости.
Формирование четкой, геометричной линии низа юбки асимметричного кроя.
Оформление лифа с пышными воланами.
Элементы головных уборов, причесок, украшений для волос.
Виды регилина и их применение
Современный синтетический материал удобен в работе, износоустойчив и, благодаря множеству видов, подходит для оформления разных изделий.
Регилин классифицируют в зависимости от:
жесткости — от твердости литой пластиковой полоски до гибкой сетки;
формы — существуют ленточные и трубчатые материалы;
поперечного размера — на прилавках есть и узкие, незаметные полоски и широкие ленты.
Широкая разновидность регилина
В портновском деле чаще используют ленточный, а не трубчатый, материал. Это сетка, сплетенная из синтетических нитей и достигающая 20 см в ширину. Именно с ее помощью создают объемный подол с воздушными, мягкими воланами. Трубчатую разновидность применяют для пошива корсетов, каркасов, вещей без бретелей, обработки изделий из плотной ткани. Подобный регилин поможет создать причудливые, экстравагантные наряды со сложной геометрией.
Для повседневных или более привычных праздничных моделей подойдет гибкий ленточный материал. Он уплотнит низ трикотажной одежды, оформит подол на юбке фасона «колокол» или «трапеция».
Базовые правила использования регилина
Для каждой ткани и каждого фасона нужно подбирать свой способ подшива регилина — открытый, закрытый, «спрятанный» в волане или оборке.
Чем тоньше материя изделия, тем мягче должна быть лента, иначе низ будет некрасиво топорщиться.
Изделия с пришитым регилином можно гладить только на невысоких температурах.
Для маскировки ленты ее подбирают в цвет основной ткани — производители выпускают регилин самых разных оттенков.
Концы ленты нужно укрепить — оплавить или заклеить малярным скотчем, если речь идет о светлом регилине.
Для создания завитков на подоле можно вместо регилина воспользоваться тонкими видами лески. Низ изделия станет «кудрявым» и необычным.
Цветная сетка с люрексом
Открытая методика обработки
Способ подшива выбирают в зависимости от назначения вещи и желаемой формы изделий или объемных элементов. Наиболее простой способ обработки — открытый. Можно дать несложную в реализации базовую рекомендацию, как пришить регилин, если не имеет значения, заметен он или нет. Подобрав ленту в цвет, вы скроете линию перехода.
Ход работы
Отрезать регилиновую полоску по длине линии пришивания.
Обметать низ и наложить на него регилиновую полоску с лицевой стороны.
Прострочить на 5-7 мм от среза.
Отвернуть полоску к изнанке и заутюжить.
Нашить второй край полоски по низу на оборке или подолу — для тонкой материи или прямого среза можно использовать потайные швы или «козлик» (его не затягивают).
Этот способ используют для фасона полусолнце или солнце, а также для изделий из плотных видов текстиля. Если полотно тонкое, но подкладку пришить нельзя, можно воспользоваться той же методикой, выбирая подходящие по цвету или полупрозрачные полоски. Срез можно не обрабатывать на оверлоке — он останется закрытым, а внешний вид изделия не пострадает.
Чтобы пришить регилин к низу юбки-солнце из шифона, фатина, хлопка или сетчатой ткани, для начала нужно положить материю изнанкой вверх. Ленту закрепляют по краю подола, удлиняя его, а затем подворачивают. Если вы не хотите пришивать уплотнитель, то можно воспользоваться промежуточной клеевой шириной до полутора 1,5 см. Чем она тоньше, тем красивее будет готовое изделие. Ее пристрачивают к регилину с изнанки и приутюживают вместе с изделием. Готовая обработка низа практически не видна с обеих сторон.
Объемные складки на танцевальном платье с регилином
Скрытый способ обработки
Если не хочется, чтобы уплотнитель был виден, нужно использовать закрытый способ. Он подойдет для подшива оборок, подола асимметричных юбок. Для него используют подгибку, в которой «прячут» уплотнитель. Перед тем, как пришить регилин для оборки, ее выкраивают отдельно, оставляя снизу припуск. Для работы понадобится неширокая полоска (до 2 см). Оборка по срезу подворачивается к изнанке на 5-10 мм и приутюживается. Затем необходимо выполнить еще один подворот шириной под размеры ленты и прогладить «конструкцию». В получившуюся подгибку вкладывают уплотнитель и настрачивают в одном миллиметре от края. Если материя цветная или пестрая, стежок будет незаметен.
Для подшива юбки-солнце с асимметричным подолом, на которой лента не просматривается с изнаночной стороны, понадобится:
выкроить изделие с подкладкой, точно повторяющей очертания верха;
сложить элементы лицевыми сторонами друг к другу и прошить по линии нижнего среза, наложив регилин на припуск;
загладить припуск на сторону изнанки и настрочить;
вывернуть изделие на лицевую сторону и проутюжить по линии сгиба;
проложить фиксирующий шов, отступив от нижней линии подола.
Этот способ подходит для всех изделий, в которых нужно скрыть вспомогательные материалы, но он не единственный. При работе с трубчатыми лентами можно «прятать» регилин в подгибке или использовать кулиски, кружево и полоску на подкладке.
Корсаж с регилиновыми вставками
Другие варианты скрытой обработки
Регилин нередко используют при пошиве подъюбников, корсажей. Его вставляют, укрепляя изделие, придавая ему жесткость и четкую форму. Для этого на лифе делают закрытые кулиски по изнаночной стороне. Настрачивать ленту не нужно — достаточно вставить ее в полую складку. При изготовлении корсетов обязательно учтите, что изделие должно плотно прилегать к фигуре, иначе полоски уплотнителя деформируются и из-за прокручивания стержней (они заменяют в ленте долевые нити). Стоит дополнительно предусмотреть горизонтальные закрепки, которые не позволят пластиковым элементам смещаться по вертикали.
Подобным образом регилин продевают в подгибке на подоле танцевальных или торжественных, пышных платьев. В этом случае стоит остановиться на трубчатом уплотнителе повышенной жесткости. Загнутый край закрывается строчкой, потайным стежком, но более профессионально и изысканно смотрится лента, закрытая также и по изнанке.
Как скрыть регилин в полосе подкладки или шелковой, сетчатой ткани
Выкроить полоску из «вспомогательной» материи. Ее ширина равняется двойной ширине уплотнителя плюс 2 см на припуски. Линия раскроя повторяет очертания низа изделия (прямые или скругленные).
Заутюжить полосу, согнутую пополам, вложить в свернутый регилин и застрочить на всю ширину.
Наложить подкладочную ткань по лицевой стороне на край юбки и сшить в строчку.
Подрезать припуски до 5-7 мм, отвернуть полосу к изнанке, заутюжить и сшить.
На фигурных подолах, с заметной изнанкой, тоже нужно закрывать регилин, но последовательность действий чуть меняется. Если полоса широкая, от 10 см, ее вшивают между подкладкой и верхней стороной изделия. Обе части притачивают по низу, подрезая припуски до 7 мм. Ленту нужно накладывать со стороны юбки, а не подкладочной части. Так вы скроете припуски, и они не будут проходить по лицевой стороне.
Асимметричное платье с оформленным низом
Ход работы
Уплотнитель нашивается в 1 миллиметре от краев на припуск по низу.
Отверните подкладку к низу и настрочите по припуску на один миллиметр от шва. Она не отвернется на лицо и не будет «выглядывать» из-под юбки.
Выверните подкладку к изнанке и приутюжьте вместе с кантом-переходом.
Пришейте подкладку к изделию по линии талии.
Подобным образом обрабатывают премиальные, кутюрные платья. Если операция кажется вам слишком трудоемкой, просто закройте уплотняющую ленту полосой кружева.
Создание волнистых краев при помощи лески
Вместо традиционного регилина можно воспользоваться тонкой, прочной леской 0,2-1 мм в диаметре. С ее помощью создают эффектные декоративные «завитки» на нарядах для танцев, карнавалов, детских праздников. Леску нужно настрачивать по краям, мелким зигзагообразным стежком.
Ход работы
Подогните низ на 5-10 миллиметров.
Вложите в сгиб леску и пришейте — «зигзаг» должен быть густым и не слишком широким.
Срежьте до строчки лишнюю часть припуска.
Если у вас есть оверлок, можно сделать ролевой шов, подложив в него леску. Следите, чтобы под лапкой ткань хорошо растягивалась по срезу, так завитки будут круто загибаться с краев. Для детских костюмов нужно брать самую тонкую леску, 0,2 мм в диаметре. С помощью проволоки можно обрабатывать многослойные юбки, выкроенные по косой, пышные воланы и оборки по лифу. Используя регилин, вы сошьете множество нетривиальных, фантазийных нарядов, не потратив на работу много времени и сил.