Декоративная ткань: история поистине красивых тканей
Декоративные ткани ручного или машинно-тканного производства отличаются своим внешним видом, красотой цвета и высоким уровнем мастерства изготовителей. Декоративные ткани — это изделия декоративно-прикладного искусства. Орнаментация тканей, как правило, состоит из повторяющихся рисунков и достигается путем ткачества, печати либо вышивки. Все три метода использовались с древности и были известны практически всем народам. Художественность работы зависит от назначения ткани и текстильных технологий. Шаблоны отражают отличительные стили различных эпох в развитии искусства и различных национальных художественных школ.
История появления декоративных тканей
Декоративные ткани древности известны из изобразительного искусства и литературы, а также из отдельных образцов тканей, найденных в раскопках, например, фрагментов древнеегипетского украшенного белья второго тысячелетия до н. э. и фрагментов текстиля из городов Северного Причерноморья.
Китайские народные декоративные ткани
Китайские ткани обладают существенными художественными заслугами, главным образом это касается шелка и золоченой канители, которые датируются концом второго тысячелетия до нашей эры. Фрагменты украшенного текстиля, начиная с пятого по третий век до н. э., были обнаружены в раскопках в Чан-Ша; богато окрашенные ткани периода Хань (206 до н. э.) также сохранились. Ткань Кэсы или «резаный шелк», изготовленный в 16 и в 17 веке в Китае, а также различные виды бархата, шелка и уток стали широко популярными.
Китайские текстильные изделия были украшены геометрическими узорами, стилизованными мотивами растений и животных, символами (такими как круги, драконы и облака) и идеограммами. Японский текстиль был похож на китайский в плане материалов, производства и орнамента.
Индийские народные декоративные ткани
В веках с третьего тысячелетия до н. э. индийские ткани из хлопка или реже из шелка прославились своими печатными рисунками, ровно как и узорные шелковые и прозрачные льняные ткани. Орнамент этих тканей состоял в основном из растительных мотивов: часто с обилием деталей или повторяющихся сцен.
Персидские народные декоративные ткани
С древности Персия выпускала мастерскую шерсть и шелковый текстиль. Фрагменты шелковых тканей из эпохи Сасанидов (с третьего по седьмой века) также сохранились, их рисунок обычно состоял из круговых, овальных или других медальонов с изображениями апофеоза королевской власти, сцен охоты и мифических животных. В 15—17 веках персидские шелковые и золотые ткани высоко ценились. Персидский муар, атлас и бархат с хлопчатобумажной деформацией носили стилизованные мотивы, заимствованные из растительного и животного мира, и сцены из эпосов.
Египетские и византийские народные декоративные ткани
Многие примеры сохранились из текстиля Коптского Египта (с четвертого по седьмой век); украшения состояли из различных религиозных сцен. На орнаментацию византийских декоративных тканей существенно повлияли поздние классические и сассанидские периоды. Типичный узор византийских тканей — это круги с орлами, колесницами, библейскими сценами.
Арабские народные декоративные ткани
Арабские страны изготавливали узорные и гладкие ткани из шелка и золота. Уникальный турецкий атлас и бархат, изготовленные с 15-го по 18-ый века, обычно содержал изображения полумесяцев и гвоздик.
Испанские народные декоративные ткани
Декоративное ткачество в Испании, достигшее своего апогея в XVI веке, было тесно связано с искусством Ближнего Востока. Испанский шелк и бархат с шелковой деформацией имели геометрическую орнаментацию в сочетании с небольшими растительными мотивами, демонстрирующими мавританское влияние. Также были известны различные золотые ткани; особенно знаменит был шелк с тонкими серебряными нитями и позолотой, известный в России как алтабас.
Итальянские народные декоративные ткани
Итальянские декоративные ткани были известны еще в 14 веке; их мастерство достигло своего расцвета в 16 и 17 веках. Наиболее известны венецианские ткани с небольшими растительными узорами, геральдическим орнаментом и орнаментом растений, а реже — изображениями диких животных. Из итальянских золотых тканей наиболее ценной была ткань, изготовленная из сложного комплекса, называемая аксамитом на русском языке.
Французские народные декоративные ткани
Французские декоративные ткани стали соперничать со своими итальянскими коллегами в 17 веке и достигли своего апогея в 18 веке. Особой известностью пользовались шелковые ткани из Лиона — бархат с шелковой деформацией, атлас и дамаск. Украшение французских тканей состояло из реалистичных изображений цветов и букетов, архитектурных мотивов и жанровых сцен.
Русские народные декоративные ткани
Текстильные изделия, отличающиеся своими художественными достоинствами, создавались народами, населяющими бывшую территорию СССР. Народы Средней Азии и Закавказья имеют древние традиции художественного плетения шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей и ковров.
Декоративное ткачество было известно еще в Древней Руси. Его практика встречается как в литературе, так и в сохранившихся фрагментах шерстяных тканей северных славян 10-го и 11-го веков. Печатные ткани и различные декоративные ткани использовались для покрывал, полотенец, скатертей, платков и одежды русскими, украинцами, белорусами, балтийцами.
История русского шелкоткачества началась в 16 и 17 веках и достигла своего пика в 18 веке. Дамаски, брокады и гризеты производились как с большими, так и с небольшими узорами реалистично изображенных букетов роз и других цветов.
В 20 веке с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием технологий, используемых для нанесения узоров на ткани, художественное качество отечественных тканей улучшается. Арт-специалисты были привлечены для создания текстильных узоров, а в 1920-х годах были предприняты различные попытки, для того чтобы создать стандарт, который использовал несколько цветов и ограниченные узоры. В 1930-х годах интерес к классическому и народному наследию страны стимулировал возобновление усилий по созданию декоративных тканей в плане узора и цвета. Чаще использовались цветочные мотивы, иногда с советскими эмблемами. К середине 1930-х годов на крупных текстильных предприятиях страны были созданы художественные мастерские.
С середины 1950-х годов такие мастера советских декоративных тканей, как Н.М. Жовтис, С. А. Заславская, С. А. Каусов, интенсивно работают над разработкой новых тканей и новых видов орнаментов, которые более разнообразны по ритмической структуре. Так, началась эпоха открытия всему новому, которая и продолжается до сегодняшних дней.