История появления кружева шантильи: особенности
На севере от Парижа есть городок Шантильи, который известен всему миру благодаря кружеву. Что же это такое — кружево шантильи? Это тонкое, воздушное и элегантное черное плетение, которое сделало Францию одним из лидеров в кружевоплетении. Страна сохранила этот статус на долгие десятилетия, а кружево до сих пор популярно и считается одним из лучших в мире.
История появления и описание
Кружево «Шантильи» («Chantilly» по-французски, «Шантийи») — это тонкое, воздушное кружево из Франции. Сегодня оно является одним из самых распространенных видов плетения из черных шелковых нитей «Гренадин Алэ», а несколько веков назад оно способствовало успеху французских мастериц.
К достоинствам шантильи относятся:
- Аккуратность исполнения: все ячейки одинаковы по форме и размерам;
- Высокая прочность: достигалась использованием дополнительных укрепляющих нитей;
- Качество плетения;
- Интересные, сложные узоры.
На кружеве изображали различный узор:
- В XVIII веке была характерны фон из сетки-решетки из ромбов. Она получалась пересечением горизонтали двумя диагоналями, которые были направлены в противоположную сторону. Такая сетка называлась «point de Paris» или «point Chant».
- В конце XVIII — начале XIX веков в моду вошла сетка в виде пчелиных сот, подражающая кружеву Алансон.
- На узоре с решеткой «point grille» части рисунка плелись более плотно, чтобы узор был более объемным.
- Контуры рисунка с ажурной сеткой «point marriage» (также называлась «cinq trou» и «vitre») выделяют более плотной нитью.
История материи началась в небольшом французском городке на севере страны. Считается, что первыми плести кружево начали итальянцы, они же придумали при плетении добавлять конский волос — это помогало получить выпуклые узоры. Вторыми секрет узнали в Бельгии. Кружевная ткань стоила очень дорого, его могли себе позволить только самые богатые семьи. Секрет изготовления не выходил за пределы Италии, что позволяло мастерам диктовать моду и условия.
Во Францию мода на кружево проникла в XVI веке: приехавшие из Флоренции королевы Екатерина и Мария Медичи привезли с собой моду на плетение с орнаментом ретичелла, а также мастеров для его производства. Вероятно, эти мастера и были первыми учителями французских кружевниц. Впрочем, местные умелицы быстро выучили основы и привнесли в кружево собственные идеи и традиции.
Уже в середине XVII века французские мастерицы смогли повторить венецианскую технику плетения. Для развития производства министр финансов даже выписал из Венеции 30 итальянок, а в городе Алансон планировал открыть собственное производство. Это не понравилось бывшему монополисту Италии: мастерицы преследовались и вскоре уехали обратно. Но они успели многому научить француженок: через год министр финансов смог отчитаться королю о начале производства.
Примечательно, что кружево получило признание в родной стране.
Некоторые историки считают, что король даже приказал не заказывать больше плетение из других стран, дозволялось только местные работы.
На тот момент кружево, производимое в Алансоне (это был шитый гипюр), по некоторым параметрам не только не уступал итальянским работам, но и превосходил их. Французские кружева имели более мелкий, изящный и разнообразный рисунок: вышивались не только растения и орнаменты, но и небольшие фигурки, в основном это были люди и лошади. Рисунки составлялись выдающимися художниками, для мелкой работы использовались человеческие волосы.
В XVII веке вместо гипюра в качестве основы начали использовать тюль. В конце того же века появилась традиция располагать рисунок только по краям, оставляя пустое место для мелких украшений. Тогда же были построен несколько фабрик в Шантильи, которые производили плетеное кружево из черных и белых шелковых нитей, после — из металлических и льняных нитей, но в итоге делать начали только черное кружево.
Кружево называлось «блонды» и плелось вручную на плоской подушке: небольшие вещи производились одним куском, более крупные — отдельными частями, которые затем соединяются вместе незаметными сцепками. Через некоторое время фабрики открылись в городах Канн и Байе. Там плели блонды, которые вскоре получили новое имя — «Шантильи».
Шантильи стоило немало, оно было доступно только самым богатым семьям. Постепенно ручной труд сменился машинным, что позволило удешевить производство и сделать материал доступнее. Кружево получило особое распространение при Наполеоне III с 1840-х годов. Изделия отличались сложной композицией и обилием узоров: «поле»-сетка заполнялось различными цветами, узорами, бабочками, сердечками, горошком. Край обрамлялся свисающими лентами, бахромой и рюшами. Небольшое свободное сетчатое поле украшали мелкими мушками, цветочками.
Сегодня в основном можно найти именно машинные кружева, в состав ткани добавляют синтетику. Ручные работы намного дороже, их сложно найти, но в специализированном музее можно увидеть технику ручного изготовления.
Где используют
Шантильи использовались для изготовления разнообразных вещей или их украшений. В зависимости от времени кружево применялось в следующих случаях:
- В средних веках изготавливались платки, накидки, одежда из черного кружева и украшения для волос;
- При Наполеоне III в середине XIX столетия материал в основном использовали при шитье больших предметов: мантилий, юбок, пелерин, шарфов, зонтов, перчаток. Изготавливались и небольшие безделушки: носовые платки, наколки, головные уборы, веера и т.д. Благодаря крупному и четкому узору материал использовали и для украшения одежды: кружево пришивали по подолу юбки или собирали складками, обрамляли рукава и вырезы. Интересно выглядели кружевные накидки-вуали, которые прикрывали волосы и лицо.
- В XIX-XX веках в моде были светлые платье, украшенные черными кружевами разных видов, бархатными аппликациями и атласными лентами. Они выглядели довольно «драматично» и придавали владелице трагичную, романтическую нотку.
- В 1940-1950-х многие актрисы кино, играющие «роковых женщин», появлялись на экранах в нарядах, украшенных этим кружевом.
- Сегодня шантильи встречается в коллекциях многих модельеров: Chanel, Prada, Elie Saab, Givanchy, Zac Posen, Christian Lacroix и другие. Бренды нижнего белья, например, «La Perla», регулярно использует кружево.
Кэтрин Миддлтон выходила в платье с кружевом французской фабрики «Sophie Hallette».
Уход
Правильный уход за кружевом шантильи поможет сохранить их красоту надолго:
- При неправильном хранении легко повредить некоторые волокна кружева, что приведет к потере рисунка или распадении самой «сетки»-основы. Хранить кружевные изделия необходимо на расстоянии не менее 1 метра от батареи или другого отопительного прибора. Материал не любит прямого солнечного света, расстояние до осветительного прибора должно быть не меньше 0,5 метров. Также необходимо поддерживать среднюю температуру и влажность на уровне 70-75%.
- Не менее важна стирка. Изделия необходимо сперва отряхнуть от пыли и грязи, после замочить на 1-2 часа в теплой воде с разведенной стиральной содой (1 чайная ложка на 10 литров воды). При замачивании лучше поменять воду: при слабом загрязнении достаточно одного раза, при сильном — 2-3 раза. После вещь нужно осторожно отжать и простирать руками в теплой мыльной воде. Тереть изделие нельзя — это испортит кружево. После стирки стоит прополоскать кружево 2-3 раза в теплой воде, затем в прохладной. При стирке кружевного белья или вышивки стоит положить изделия в специальные мешочки, чтобы не повредить их. Салфетки или скатерти можно пришить крупными стежками к белой ткани — это поможет не истрепать кончики, после вещи будет легче сушить и гладить.
- Кипятить можно только хлопчатобумажные изделия н6е дольше 15 минут. После отбеливания вещи необходимо тщательно прополоскать в теплой и холодной воде.
- Сушить вещи можно на горизонтальной поверхности, некоторые предметы (например, покрывало или салфетки) лучше обернуть сухой тканью на несколько минут, чтобы влага впиталась.
- Гладить салфетки и скатерти нужно с изнанки через кусок марли, кружева на рубашке лучше дополнительно накрахмалить. Если требуется прогладить отдельное кружево, его стоит пришпилить булавкой к толстому одеялу и гладить через влажную ткань.
В мире тканей кружево не сдает позиции уже многие века, а шантильи является одним из лучших и самых известных в мире. Его до сих пор используют при шитье платьев, особенно свадебных и вечерних, нижнего белья и аксессуаров.