Плиссированная ткань Фортуни
Игра цвета от светлого до темного, мелкие механические складки, легкость, изящество, неповторимость – всё это декоративный элемент ткани под названием Плиссе, который получил широкую известность в 1920 х годах.
Родоначальником хрестоматийных работ был известный испанский модельер Мариано Фортуни, который увлекался набойкой ткани, занимался разработкой коллекций бархата, парчи, гобеленов в венецианской технике XV века. В качестве дизайнера одежды Фортуни разработал плиссированные платья-хитоны из шелка в греческом стиле, которые пользовались особым спросом. Пик популярности пришелся на 20-е годы XX века. Художнику очень нравилось экспериментировать с фактурой, цветом, формой, тканью.
Характерные для моды XX века сложные силуэты и корсеты категорически исключались в моделях Фортуни. Красивые и удобные наряды нашли свое применение вначале в качестве домашнего “чайного платья”. Многие известные актрисы и знаменитости стали появляться на публике в платьях-дельфос от Фортуни. Подобные наряды выбирали артистичные женщины, которых не интересовало чужое мнение. Иметь подобное платье в женском гардеробе со временем стало необыкновенно престижно и модно. В результате плиссированные платья-туники были приравнены к произведению искусства. После Первой мировой войны платья “дельфосы” перешли из разряда домашней одежды в вечерние туалеты, которые предпочитают любительницы светских приемов и джазовых вечеринок.
Предельно простой фасон платья состоял из цельнокроеного полотна с рукавами или без них. Вариации с длиной наряда, вырезом на спине, глубиной декольте позволяет подобрать подходящий вариант с учетом личных предпочтений. Носить плиссированные платья-туники можно было с шелковым или атласным поясом, украшенным эллинистическим орнаментом. Струящийся силуэт не сковывал движения, позволял чувствовать себя легко и свободно, при этом элегантно и женственно.
Фортуни разработал одновременно простой и практически неповторимый метод плиссировки шёлка, на который оформил патент и назвал “плиссировка Фортуни”. Тонкая ткань вручную сметывалась в небольшие складочки, число которых составляло примерно 450 штук. Затем полотно проходило обработку специальным составом и попадало в механическую машину, оснащенную системой роликов и шкивов для создания мелких складок с эффектом волнистости. До настоящего времени ни у кого не получилось добиться такого восхитительного результата.
Чтобы сшить знаменитое платье требовалось в пять раз больше шелка, поскольку технология плиссировки очень сильно уменьшало объем ткани. При помощи красивых итальянских бусин, изготовленных из муранского стекла, происходило утяжеление подола и края платья. Вертикальное расположение складок на ткани придавали ей сходство с современным трикотажным полотном. Легкая и эластичная материя, подобно струям воды, повторяет очертания женской фигуры, гармонично подчеркивая красоту тела и деликатно скрывая недостатки.
Истинное восхищение вызывает красота плиссированной ткани, имитация великолепных античных образов и отличная цветовая гамма. Для придания цвета во времена Фортуни применялись анилиновые красители. Мастер изобрел собственную методику, при помощи которой на фабрике окрашивали натуральный шелк с использованием натуральных красок. Сочные и яркие тона, за счет подвижных складок шелковой поверхности, переливались разными оттенками. При кажущейся простоте качество работы было на высшем уровне, а неповторимость оттенков цвета вызывали истинный восторг. Новый оттенок подбирался индивидуально для каждой клиентки, при этом мастер учитывал, как игра света и движение влияет на итоговый вариант оттенка.
И хотя Фортуни не считал себя модным дизайнером того времени, говоря, что ему просто нравилась работа с тканью, формой и цветом, но продолжая скромничать, он и не подозревал, что на самом деле вложил огромный вклад в историю моды, где иметь платье-дельфос стало обязательным элементом в гардеробе каждой женщины, а его техники по работе с тканью популярны и сегодня.
Сейчас плиссированная ткань очень широко применяется в швейной промышленности. Благодаря изобретениям и новейшим технологиям в сфере производства ткани сегодня плиссированная ткань делается не вручную, а с помощью специальных прессовальных станков. В наши дни из плиссе шьют офисные комстюмы, пальто, школьную форму, платья, юбки, блузы, брюки, а также предметы интерьера (шторы, скатерти, абажуры).
Крупнейшая специализированная выставка “ИНТЕРТКАНЬ-2022. ОСЕНЬ” — презентационная площадка для производителей бытового и технического текстиля, ткани, пряжи, галантереи, фурнитуры. Традиционно отраслевой форум проходит весной и осенью в Москве ЦВК “Экспоцентр”.
В число постоянных посетителей входят собственники и руководители швейных и текстильных производств, авторских ателье, ведущие дизайнеры России, профессионалы индустрии моды и легкой промышленности. Чтобы попасть на выставку необходимо пройти онлайн-регистрацию. Забронировать место на выставке и получить бесплатный электронный билет можно, если заполнить форму специалиста на сайте, где указать адрес электронной почты, личные данные, название компании, перечень интересующих товаров.